С.А. Цветкова, председатель Арбитражного суда Свердловской области

 Организация работы по внедрению примирительных процедур  в Арбитражном суде Свердловской области

Цветкова С.А., председатель
Арбитражного суда Свердловской области

Активная работа по развитию примирительных процедур в Арбитражном суде Свердловской области началась с 2005 года, благодаря Ирине Валентиновне Решетниковой. С этого времени в суде сформировалось несколько форм работы , каждая из которых направлена на решение определенных задач.

ОБУЧЕНИЕ

Прежде всего, это обучение, которое проводится с установлением следующих целей:

- получение знаний о процедуре медиации.

Необходимость получения  таких знаний связана с тем, что судья, предлагая процедуру медиации или иную примирительную процедуру, должен  разъяснить, что из себя представляет та или иная процедура: в чем ее сущность, преимущества и т.д.;

- применение   медиативных методов при рассмотрении дел.

Методы, применяемые медиаторами, легко вписываются в ткань судебного процесса и могут влиять на урегулирование спора в суде, например, такие как активное слушание, перефразирование, рефрейминг и т.д.;

- диагностика конфликта.

Необходимость диагностики связана с практическими запросами. Ошибки в определении вида примирительной процедуры могут привести к отрицательному результату, при наличии возможности применения примирительных процедур.  Зачастую  судье  непонятно почему стороны, которые были  готовы заключить мировое соглашение в судебном заседании, после предоставления времени для согласования условий мирового соглашения, категорически отказывались от его заключения.  Вместе с тем ответ очень прост. Направление сторон на переговоры, когда они  уже находились  в состоянии конфликта, усугубляло положение  и эта форма примирительных процедур не должна была быть использовано, более эффективна в этом случае медиация. Стороны не исключали возможность заключения мирового соглашения, поскольку судья в данном случае выступал «квазимедиатором». Оставшись один на один, без лица, организующего переговоры, стороны вышли на новый уровень эскалации конфликта и  возможность примирения была утрачена. Но не  менее важно, не только уметь определить вид примирительной процедуры, но и понять, что спор не медиабален. Поскольку в случае если будет предоставлено время для урегулирования спора миром, при отсутствии такой возможности, будет зря потеряно время и дольше сохранено состояние неопределённости между сторонами.

- внутренняя  медиация  (разрешение конфликтов в суде). Внутренняя медиация также необходима, поскольку в суде, как и в любом другом коллективе, могут возникать  внутренние конфликты.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ

- группа по примирительным процедурам

С тем чтобы работа носила планомерный, а не разовый характер с 2008 года в суде работает группа по примирительным процедурам. Ежегодно составляется план работы этой группы и проводятся периодические заседания. Группа на первом этапе включала 9 человек, сейчас она включает  25 человек.

-наличие на сайте списка медиаторов.

В настоящее время на сайте суда имеется информация о 43-х профессиональных медиаторах, такая информация размещается на сайте с 2010 года.

- комната примирения.

С апреля  2012 года в здании суда работает «комната примирения». Для участия в ее работе  были приглашены все медиаторы, сведения о которых имелись в суде. Тем, кто согласился принять участие в ее работе, был определен день недели и время работы в комнате. Медиаторами в комнате примирения проводятся консультации. Имеется возможность проведения и самой процедуры медиации - на безвозмездной основе. Стороны могут договориться о проведении медиации на платной основе, но уже за рамками суда.  Комната  примирения может быть также использована для проведения переговоров по урегулированию спора.  За время работы комнаты в нее обращались более ста раз раза,  заключено 32 соглашений о проведении процедуры медиации и 18 медиативных соглашений. Кроме того есть еще один эффект. После беседы у медиаторов, стороны даже не заключившиеся соглашений, в процессе вели себя конструктивно, у них была четко сформирована позиция по делу. Таким образом, с судьи снималась психологическая нагрузка и отвлечение на поддержание порядка в судебном заседании.

 - поощрение судей, имеющих высокие показатели по примирению сторон.

Начиная с 2007 года при ежегодном подведении итогов отмечаются судьи, имеющие высокие показатели по заключению мировых соглашений и отказов от исков. Статистика тех, кто отмечен по итогам года гораздо выше средних по суду и России, например наименьший показатель от 20% , а наибольший 39,2%. В 2012 году за высокие показатели отмечен не отдельный судья, а целый  судебный состав: так наименьший показатель по количеству мировых соглашений и отказов от иска в этом составе  составил 10,84% , а наибольший 27,84%. В 2013 году 12,3 процента дел в суде окончилось мировыми  соглашениями и отказами от исков.

- формирование библиотеки по медиации.

В настоящее время сформирована библиотека по медиации, насчитывающая более 30 книг, часть  книг размещена на портале суда в электронном виде. Кроме того имеются тематические журналы.

ИНФОРМИРОВАНИЕ О ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ

- участие в конференциях, круглых столах и т.д.

Мероприятия в которых принимает участие  суд  достаточно разнообразны и происходит это ежегодно.

- публикации и выступления по  теме медиации в СМИ.

Публикации в различных изданиях. Надо отметить, что один из выпусков электронного журнала суда целиком был посвящен медиации.

- размещение информации о медиации.

Прежде всего на сайте суда размещена информация о видах примирительных процедур, работе комнаты примирения, список медиаторов, кроме того создан сервис вопросы-ответы по медиации, проводится он-лайн анкетирование. Также на сайте суда размещен инофрмационный фильм и мультипликационный фильм, разъясняющий понятие и преимущество медиации, как способа урегулирования спора.

В здании суда: имеются информационные листки, которые размещаются у окон выдачи и прима документов. Кроме того в фойе у залов судебных заседаний, которые в суде  именуются фойе примирения имеются информационные стойки и кроме того информационные листки размещаются на столах в фойе примирения.

В определении о принятии  заявления к производству имеется информация  не только о примирительных процедурах, но и работе  комнате примирения.

Сервис временно не доступен